"… Дхьяны и самапатти — ЭТО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ, порождённые причинами. ПОЭТОМУ ОНИ НЕПОСТОЯННЫ И ПРИНАДЛЕЖАТ К САНСАРЕ. ЕСТЕСТВЕННОЕ ЖЕ СОСТОЯНИЕ ДЗОГЧЕНА СВОБОДНО ОТ ВСЯКОЙ ПРИВЫЧКИ ЗА ЧТО-ТО ДЕРЖАТЬСЯ и от двойственности. Это состояние за пределами ума и медитации, потому что оно совершенно ничем не обусловлено. Тем не менее, в ходе развития медитации имеются эти четыре стадии дхьяны, или сосредоточения, которые приносят телу переживания приятного ощущения, а уму — блаженства.
Необходимо иметь в них некоторый опыт. МЫ СТАРАЕМСЯ ДОСТИЧЬ УЗНАВАНИЯ ПРИРОДЫ УМА, НО ЭТИ СОСТОЯНИЯ, ДХЬЯНЫ, ПРИРОДОЙ УМА НЕ ЯВЛЯЮТСЯ. Полагать их таковыми было бы ошибкой, потому что ригпа — не медитация. МЕДИТАЦИЯ — ЭТО РАБОТА УМА. ДЕЛО НЕ ПРОСТО В ТОМ, ЧТОБЫ УМ БЫЛ ПУСТ ИЛИ ОТСУТСТВОВАЛИ МЫСЛИ, — САМО ПО СЕБЕ ТАКОЕ СОСТОЯНИЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННЫМ СОСТОЯНИЕМ. Просто быть пустым как небо — тоже не Естественное Состояние. ПУСТОТА КАК ТАКОВАЯ ИЛИ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА ПУСТОТЕ, ИЛИ ПРЕБЫВАНИЕ ПУСТЫМ КАК НЕБО, ИЛИ ОТСУТСТВИЕ ВСЯКОГО БЫТИЯ, ИЛИ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ТОЛЬКО НА СОЗНАНИИ — НИ ОДНО ИЗ ЭТИХ САМАПАТТИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННЫМ СОСТОЯНИЕМ. Все это ЛИШЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ, порождённые умом; они зависимы и непостоянны. В этих дхьянах и самапатти продолжает существовать очень тонкое сознание; мы сосредоточиваемся и воспринимаем, НО, СОГЛАСНО ДЗОГЧЕНУ, ВСЁ ЭТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННЫМ СОСТОЯНИЕМ. Нам нужно найти это Естественное Состояние, которое запредельно уму, и пребывать в нём как можно дольше. Именно это называется трэгчод и медитацией не является. Трэгчод — не медитация, а нечто её превосходящее.
…
Бывает, что в своей практике мы даём мыслям раствориться, НО ПОТОМ ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТО НАШЕ ОСОЗНАНИЕ ИЛИ ЧУВСТВО ПРИСУТСТВИЯ ЛИШЕНО ЯСНОСТИ. МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ, ЧТО МЫ БУДЕМ ПРЕБЫВАТЬ В СОСТОЯНИИ ПУСТОГО УМА, КОТОРОЕ КАЖЕТСЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ. ЭТО ВЯЛОЕ ПУСТОЕ СОСТОЯНИЕ УМА НАЗЫВАЕТСЯ ЛУНГ-МАТЭН (LUNG-MA-BSTAN) И НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИСТИННОЙ МЕДИТАЦИЕЙ. Некоторые практикующие способны часами не отвлекаясь оставаться в таком состоянии лунгматэн. ОДНАКО ЭТО СОСТОЯНИЕ — ВСЕГО ЛИШЬ ПЕРЕЖИВАНИЕ, А НЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИЛИ РИГПА. НЕСОМНЕННО, ЭТО ОЧЕНЬ ГЛУБОКОЕ СОСТОЯНИЕ, НО ОНО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИСТИННЫМ САМАДХИ, ПОТОМУ ЧТО В НАСТОЯЩЕМ САМАДХИ НЕТ УДЕРЖАНИЯ ЧЕГО БЫ ТО НИ БЫЛО, НО ПРИ ЭТОМ ОНО ЯРКО И ЯСНО. ОБЫЧНАЯ ШАМАТХА — ЭТО ЛИШЬ СОСТОЯНИЕ ПОКОЯ УМА, ПЕРЕЖИВАНИЕ. В ВЯЛОМ СОСТОЯНИИ ЛУНГМАТЭН МЫ НЕ МОЖЕМ ДАЖЕ ДВИГАТЬСЯ, ПОЭТОМУ ОНО ПОХОЖЕ НА СОН. ЭТО ГЛУБОКАЯ, НО ВЯЛАЯ МЕДИТАЦИЯ. ПУТАТЬ ЕЁ С ДЗОГЧЕНОМ — ОШИБКА.
…
Или же, наблюдая возникновение мыслей, мы можем очень сильно за них ухватиться, думая «моя страна», «моя семья» и тому подобное. Это не приближает нас к истинной практике Дзогчена. ИНОГДА ЖЕ, МЕДИТИРУЯ, МЫ МОЖЕМ ПРЕБЫВАТЬ В ЧИСТОМ ВОЗЗРЕНИИ ДЗОГЧЕНА. ХОТЯ МЫСЛИ И ВОЗНИКАЮТ, МЫ ИМ НЕ ПРЕПЯТСТВУЕМ И НЕ УДЕРЖИВАЕМ ИХ УМОМ, И ПОЭТОМУ ОНИ СНОВА РАСТВОРЯЮТСЯ САМИ СОБОЙ. Они самоосвобождаются (рангдрол). НО, НЕСМОТРЯ НА ТАКОЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ МЫСЛЕЙ, НАШЕ ОСОЗНАНИЕ, ИЛИ ЧУВСТВО ПРИСУТСТВИЯ, ЧУВСТВО ТОГО, ЧТО МЫ ЗДЕСЬ, ОСТАЁТСЯ ОЧЕНЬ ЯРКИМ И ЯСНЫМ. ВСЕ ЧУВСТВА ДЕЙСТВУЮТ НАИЛУЧШИМ ОБРАЗОМ, НО ПРИ ЭТОМ МЫ НЕ ОТКЛОНЯЕМСЯ ОТ ЕСТЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ. Таковы истинная практика Дзогчена и правильное воззрение."
Из "Учение Дзогчена в традиции Бон в изложении Лопона Тендзина Намдака"