"Мы разобрали некоторые виды неправильной медитации, когда мы не пребываем в Естественном Состоянии. ОДНО ЛИШЬ НЕПРЕРЫВНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ В ЭТОМ ЯРКОМ ЧУВСТВЕ ПРИСУТСТВИЯ БЕЗ СТРЕМЛЕНИЯ ЧТО-ТО УДЕРЖАТЬ принесёт нам ощущение невыразимого блаженства. МЫ БУДЕМ ПО-ПРЕЖНЕМУ ВИДЕТЬ ВСЕ ЭТИ ГОРЫ, ОЗЁРА, ДЕРЕВЬЯ, ДОМА, ЛЮДЕЙ И Т.Д. — ВСЁ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ В МИРЕ, НО НИ ЧТО ИЗ ТОГО, ЧТО МЫ ВИДИМ ИЛИ СЛЫШИМ, НЕ БУДЕТ НАС ОТВЛЕКАТЬ. Мы пребываем в ощущении присутствия (ригпа), которое ярко и ясно, как зеркало отражает всё, что есть в мире, но эти отражения не затрагивают и не изменяют зеркала. Мы становимся подобными зеркалу. НЕТ НИКАКОЙ РАЗНИЦЫ, будем ли мы отражать, как ныне, мир людей или мир ада, или локу претов, или локу асуров, или локу дэвов, или что угодно ещё. ВСЕ ОНИ — ЛИШЬ ОТРАЖЕНИЯ И НИКАК НЕ МЕНЯЮТ НАШЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, не делают его другим.
В каких бы обстоятельствах и мирах мы ни оказались, никакие перемены нас не ожидают. Мы — это подобное зеркалу Естественное Состояние и ни что иное. Оно ясное и пустое и, тем не менее, отражает всё — всё, что только может существовать на протяжении какой угодно жизни. Но само оно никогда не изменяется и ни от чего другого не зависит. Оно всегда остаётся самим собой, не бывая чем-то конкретным. ДАЖЕ ЕСЛИ УМ ОДОЛЕЕТ ВЯЛОСТЬ ИЛИ СОНЛИВОСТЬ ИЛИ ВОЗБУЖДЁННОСТЬ, ЭТО НИКАК НЕ ПОВЛИЯЕТ НА ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НЕ ИЗМЕНИТ ЕГО. Поэтому нечего устранять или очищать какими-то особыми способами.
Оно словно солнце, которое светит в небе, — ВСЁ ПРОИСХОДИТ ЕСТЕСТВЕННО, НЕ ТРЕБУЕТСЯ НИКАКОЙ ОСОБОЙ РАБОТЫ ИЛИ УСИЛИЙ. Оно словно светильник, озаряющий тёмную комнату: ведь он не прилагает никаких усилий. Освещать — это свойство солнца или светильника. Чтобы устранить темноту, не нужно делать ничего особенного. Таково чистое воззрение Дзогчена.
…
Во время практики медитации могут встретиться несколько видов помех. НАПРИМЕР, ОСТАВАЯСЬ В МЕДИТАЦИИ, МЫ УТРАЧИВАЕМ ПРИСУТСТВИЕ, И ВОЗНИКАЕТ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО МЫ СПИМ. ЭТО ПРИЗНАК ПОТЕРИ ЭНЕРГИИ. НЕОБХОДИМО ВОССТАНОВИТЬ СИЛЫ И ЯСНОСТЬ, ОДНАКО НЕ СЛЕДУЕТ БОРОТЬСЯ С СОНЛИВОСТЬЮ СЛИШКОМ ЭНЕРГИЧНО, ЧТОБЫ ПОТОМ НЕ ПОМЕШАЛА ВОЗБУЖДЁННОСТЬ. Нам нужны три составляющие: сила, ясность и спокойствие.
…
Правильная практика медитации означает, что мы будем намного меньше привязаны к вещам, а наша ясность увеличится. Нет особых способов оценить ясность или пустоту. НУЖНО ЛИШЬ ПРЕБЫВАТЬ В РАССЛАБЛЕННОМ СОСТОЯНИИ, НИ ЗА ЧТО НЕ ДЕРЖАСЬ. Наше осознание (ригпа) — очень яркое и ясное, и мы пребываем в нём. МЫСЛИ ПОЯВЛЯЮТСЯ САМИ СОБОЙ И САМИ СОБОЙ ОСВОБОЖДАЮТСЯ. ПРИ ЭТОМ МЫСЛЕЙ СТАНОВИТСЯ ВСЁ МЕНЬШЕ И МЕНЬШЕ, А НАШЕ ОСОЗНАНИЕ УСТОЙЧИВО И ЯСНО. Во время практики не нужно объяснять конкретные чувства. Но когда непосредственное чувство присутствия очень яркое, мы называем его випашьяной. Всё это признаки практики правильной медитации. Невыразимость переживаний — тоже признак правильной медитации."
Из "Учение Дзогчена в традиции Бон в изложении Лопона Тендзина Намдака"