"В ДЗОГЧЕНЕ ГЛАВНОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННОМУ СОСТОЯНИЮ, ИМЕННО ЕГО МЫ ДОЛЖНЫ ОБРЕСТИ В СОБСТВЕННОМ ПЕРЕЖИВАНИИ. Его свойство — мачопа, ТО ЕСТЬ В НЁМ НЕЧЕГО ИЗМЕНЯТЬ, СОЗДАВАТЬ ИЛИ ИСПРАВЛЯТЬ: МЫ ОСТАВЛЯЕМ ЕГО КАК ЕСТЬ. В ЕСТЕСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ МОГУТ ВОЗНИКАТЬ МЫСЛИ, НО, НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ОНО ОСТАЁТСЯ ТАКИМ, КАК ЕСТЬ; ЗДЕСЬ НЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ НИ ПРОТИВОЯДИЯ, КАК В СИСТЕМЕ СУТРЫ, НИ ПРЕОБРАЖЕНИЯ, КАК В СИСТЕМЕ ТАНТРЫ. Если мы обрели Естественное Состояние, то это настоящий Дзогчен. Это трэгчод. Мы обнаруживаем Естественное Состояние благодаря прямому введению, а не путём рассуждений. Метод заключается в том, чтобы наблюдать, как мысли возникают, как они пребывают и как уходят. Мы всматриваемся в свой ум и наблюдаем его. Мы ни во что не вмешиваемся и ничего не изменяем — всё это не наш метод. Мы лишь оставляем всё как есть и наблюдаем, что происходит. МЫ ОБНАРУЖИМ, ЧТО, ЕСЛИ НИ ВО ЧТО НЕ ВМЕШИВАТЬСЯ И НЕ ПЫТАТЬСЯ ЧТО-ТО ИЗМЕНИТЬ, МЫСЛИ РАСТВОРЯТСЯ САМИ СОБОЙ, НИЧЕГО ПОСЛЕ СЕБЯ НЕ ОСТАВИВ. Что мы находим? Мы находим, что ничего нет. Естественное Состояние не выразимо и непостижимо. ОНО ПУСТО, НО ЭТА ПУСТОТА — НЕ НИЧТО, ПОСКОЛЬКУ В НЕЙ ЕСТЬ ОСОЗНАНИЕ. Однако это осознание, или ригпа, не равнозначно нашему обычному сознанию (намше). Сознание двойственно: есть воспринимающий субъект и воспринимаемый объект. А ЗДЕСЬ ПРИСУТСТВУЕТ ОСОЗНАНИЕ, РИГПА, ПРИ КОТОРОМ ВИДЯЩИЙ И ВИДИМОЕ ЕДИНЫ И НЕРАЗДЕЛЬНЫ, как огонь и его жар. НО, ЗАНИМАЯСЬ ПРАКТИКОЙ ЕСТЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ, НЕ НУЖНО ПРОВЕРЯТЬ И УБЕЖДАТЬСЯ, ГДЕ В НЁМ СУБЪЕКТ И ГДЕ ОБЪЕКТ, — ПРАКТИКУЮЩИЙ НИЧЕГО НЕ ИССЛЕДУЕТ, ОН ПРОСТО ПРЕБЫВАЕТ В РАНГРИГ, В САМООСОЗНАНИИ." Из "Учение Дзогчена в традиции Бон в изложении Лопона Тендзина Намдака"