ИТАК, РАССЛАБЬСЯ ЕСТЕСТВЕННО И СПОНТАННО В САМОМ ПРИСУТСТВУЮЩЕМ УМЕ БЕЗ КАКИХ-ЛИБО УСИЛИЙ И УМОПОСТРОЕНИЙ
"II. Собственно путь — введение (в постижение)
ПОЛНОСТЬЮ РАССЛАБЬ И ТЕЛО, И УМ. РАСПОЗНАВАНИЕ ПРОИСХОДИТ В МОМЕНТ ПРИСУТСТВИЯ МГНОВЕННОГО УМА. Весь внешний и внутренний мир и все существа являются способами возникновения твоего собственного ума. Они подобны сновидениям. Сам ум также является пустотой в своей сущности и ясностью в своей природе, он многообразно проявляется в своих качествах как видимости форм в незапятнанном зеркале. Они свободны от всех измышлений, крайностей, бытия и небытия, поскольку, проявляясь, в то же время свободны от самостоятельного бытия. ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО НЕТ ИНОЙ ИЗНАЧАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ (Ch'os-Nyid) ВНЕ ПРИСУТСТВУЮЩЕГО УМА, ПРОЯВЛЯЮЩЕГОСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ. Великий Мастер (Падмасамбхава) сказал:
Если ты понимаешь, что ум и есть изначальная природа,
То нет иной всеобъемлющей сферы, (на которой) следует медитировать.
Достаточно лишь (простого) знания методов постижения освобождения,
Поскольку сам ум и есть абсолютное тело.
Это безупречный и уникальный путь, превосходящий (остальные),
Это универсальная колесница Самантабхадры.
ВСЯКИЙ, КТО ПРАКТИКУЕТ ТАК НАЗЫВАЕМОЕ ОТРЕЧЕНИЕ ОТ МЫСЛЕЙ И МЕДИТАЦИЮ БЕЗМЫСЛИЯ,
И ВИДИТ ВСЕЛЕННУЮ КАК ВРАГА ОСВОБОЖДЕНИЯ И ИЛЛЮЗИЮ, ВПАДАЕТ (В КРАЙНОСТИ).
ИТАК, РАССЛАБЬСЯ ЕСТЕСТВЕННО И СПОНТАННО В САМОМ ПРИСУТСТВУЮЩЕМ УМЕ БЕЗ КАКИХ-ЛИБО УСИЛИЙ И УМОПОСТРОЕНИЙ. КАКИЕ БЫ НИ ВОЗНИКАЛИ МЫСЛИ, СОЗЕРЦАЙ В ЭТОМ (ПРИСУТСТВУЮЩЕМ УМЕ), РАССЛАБЛЯЯСЬ ОБЫЧНО, КАК ОНО ЕСТЬ, И ОБНАЖЁННО — БЕЗ ОТВЕРЖЕНИЯ И ПРИЯТИЯ. Пребывание в сущности, являющейся освобождением при видении, в природе, являющейся освобождением при постижении, и в качестве, являющемся самоосвобождением, ЕСТЬ ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УМА. ЧТО БЫ НИ ВОЗНИКАЛО (В УМЕ), НЕ УДЕЛЯЙ ЭТОМУ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ, И ТОГДА УМ ОСТАНЕТСЯ В ЕСТЕСТВЕННОСТИ КОРЕННОЙ ОСОЗНАННОСТИ И ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ ВОЗНИКНЕТ САМОРОЖДЁННОЕ СОВЕРШЕНСТВО. ПРИ ЭТОМ, БЕЗ КАКИХ-ЛИБО ПРИВЯЗАННОСТЕЙ К ОТВЕРЖЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ, ОСТАВАЙСЯ В СОСТОЯНИИ НЕИЗМЕННОЙ КОРЕННОЙ ОСОЗНАННОСТИ, В МГНОВЕННО ОСВОБОЖДЁННОЙ ИЗНАЧАЛЬНОЙ МУДРОСТИ, В (ЕДИНСТВЕ) БЛАЖЕНСТВА, ЯСНОСТИ И ОТСУТСТВИЯ КОНЦЕПЦИЙ. КОГДА МЫ НЕ ОЦЕНИВАЕМ ПРИСУТСТВУЮЩИЙ УМ утверждениями вроде «это есть это», коренная осознанность САМА ПО СЕБЕ САМООСВОБОЖДАЕТСЯ И ОДНОВРЕМЕННО РАСТВОРЯЕТСЯ. КОГДА КОРЕННАЯ ОСОЗНАННОСТЬ РАСТВОРЕНА, ОСТАВАЙСЯ В СОСТОЯНИИ ОТСУТСТВИЯ УМОПОСТРОЕНИЙ И ОМРАЧЕНИЙ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА СНОВА НЕ ВОЗНИКНЕТ КОРЕННАЯ ОСОЗНАННОСТЬ. КОГДА ОНА ВОЗНИКНЕТ СНОВА, НЕ ПРОДЛЕВАЙ НЕУЗНАВАЕМУЮ КОРЕННУЮ ОСОЗНАННОСТЬ, НО СВОБОДНО (YAN-STABS) ОСТАВАЙСЯ В НЕЙ, ОТКРЫТО (YENGS-STABS) ПОДДЕРЖИВАЙ ЕЁ И ПРЕДОСТАВЛЯЙ ЕЙ УЙТИ, НЕ ДЕРЖАСЬ ЗА НЕЁ ('DZIN-MED). Как если бы ты клал предметы в бездонный сосуд, ОБРЕТАЙ ОПЫТ ПРЕБЫВАНИЯ В КОРЕННОЙ ОСОЗНАННОСТИ, которая прозрачна (Zang-Thal), мгновенна (sKad-Chig), самоосвобождена (Rang-Grol) ненарушаема (Thal-Grol) и лишена объектной оценки вроде «это есть это». Говоря вкратце, поскольку воззрение и медитация освобождения при возникновении происходят как самовозникновение и внезапный прорыв из глубины (Klong-rDol), в саморастворении освобождаются и объект отречения, и противоядие. Поскольку все феноменальное бытие возникает как изначальная природа, медитация не прерывается. Поскольку коренная осознанность и пустота освобождены без оценок, загрязнения очищены как изначальная мудрость. Поскольку благие качества присутствуют как спонтанная завершённость, мы выходим за пределы усилий и свершений. Поскольку всё возникает как природа, это — самообретение изначальной природы, свободное от любых ошибок и омрачений. Таким образом все присутствующие обычные мысли и оценки являются состоянием саморождённой природы абсолютного тела. Великий Учитель (Падмасамбхава) сказал:
В Уме, свободном от концепций,
Оставайся в равности (Phyam-Me) без медитации.
Даже (если ты) медитируешь, пребывай в естественности (Khril-Le) без отрицания.
Оставайся в мгновенности (Tsen-Ne) без колебания.
Даже (если ты) колеблешься, пребывай в свободе (Khril-Le) без отрицания.
Оставайся в отстранённости (Chog-Ge) без наблюдения.
Даже (если ты) наблюдаешь, пребывай в безмыслии (Che-Re) без отрицания.
Оставайся в инстинктивности (Hrig-Ge) без проецирования.
Даже (если ты) проецируешь, пребывай «здесь» (‘Di-Gar) без отрицания.
Оставайся в различении (Wal-Le) без перерыва.
Даже (если ты) прерываешь, пребывай в ясности (Ting-Nge) без отрицания.
Оставайся в открытости (Khrol-Le) без напряжения.
Даже (если ты) напрягаешься, пребывай в сдержанности (dTud-De) без отрицания.
Оставайся в ясном сознании (Sa-Le) без исправления.
Даже (если ты) исправляешь, пребывай в чистоте (Sang-Nge) без отрицания.
Оставайся в безусильности (rTsol-Med) без приобретения.
Даже (если ты) приобретаешь, пребывай в спонтанности (Lhun-Gyis) без отрицания.
Оставайся в спонтанности (Rang-Byung) без отвержения.
Даже (если ты) отвергаешь, пребывай в нерождённости (sKye-Med) без отрицания.
Оставайся в бдительности (Hu-Re) без ограничения.
Даже (если ты) ограничен, пребывай в естественности (Lhan-Ne) без отрицания.
Оставайся в расслаблении (‘Bol-Le) без усилий.
Даже (если ты) прилагаешь усилия, пребывай в спонтанности (Shugs-'Byung) без отрицания.
Оставайся в состоянии, не имеющем основы (gZhi-Bral), не созерцая.
Даже (если ты) созерцаешь, пребывай в спонтанности (Lhug-Par) без отрицания.
КОГДА ПРИСУТСТВУЮЩИЙ УМ СВОБОДНО РАСКРЕПОЩАЕТСЯ, ОКАЗЫВАЯСЬ В ЕСТЕСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ, В НЕИСПРАВЛЕННОМ СПОНТАННОМ СОВЕРШЕНСТВЕ ВСЕГО ВОЗНИКАЮЩЕГО, НЕТ ПРИВЯЗАННОСТИ К ВНЕШНИМ И ВНУТРЕННИМ ЯВЛЕНИЯМ. Поскольку (в уме) нет мыслей об отвержении или принятии, УМ НЕПРЕРЫВНО ПРЕБЫВАЕТ В СОСТОЯНИИ НЕДВОЙСТВЕННОСТИ. Поскольку нет грубых мыслей, буйный, ревущий ум освободился от мыслей о желании, (свойственных уделам мира желаний). Поскольку возникновение мыслей проявляется в естественности, ум вышел за пределы разнообразия, свойственного уделам миров форм и без форм. Поскольку ничего не оценивается как «это», спонтанно достигается состояние покоя. Поскольку естественность (So-Ma) (ума) возникла самопроизвольно, спонтанно достигается прозрение. Поскольку нет разделения возникновения и пребывания, их единство достигается спонтанно. Поскольку это освобождение в мгновенном состоянии себя самого (или мгновенно в своём собственном состоянии), мудрость достигается спонтанно. Поскольку нет пребывания, спонтанно достигается дхьяна. Поскольку нет оценок освобождения при возникновении (коренной осознанности), спонтанно достигается изначальная мудрость. Поскольку все изъяны присутствуют в силу оценок, они освобождаются в свободе от оценок и помех. Поскольку все благие качества возникают в мудрости осознания, они развиваются. Это ум, совершенный в своей собственной естественности, и это есть обретение высшего совершенства Великой Печати (Махамудры) в этой самой жизни.
Оставайся в несотворенной, естественной и беспрепятственной осознанности,
Состояние всего возникает благодаря великому самопроявляющемуся (постижению).
Царь без опоры (т. е. ум) удовлетворён без оценок,
Он обрёл вечное состояние нерождённого абсолютного тела."
Из «Сущность смысла — наставления по стадиям пути естественно освобождённого ума, Великого Совершенства» Лонгчена Рабджама