"КОГДА БЛАГОДАРЯ ОБЪЯСНЕНИЯМ МАСТЕРА НАШЕ ПОСТИЖЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОЯСНЯЕТСЯ, МЫСЛИ, КОТОРЫЕ ПРОДОЛЖАЮТ ВОЗНИКАТЬ, БОЛЬШЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ДЛЯ НАС ПРЕПЯТСТВИЕМ, происходит их "самоосвобождение". ВООБЩЕ ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ МЫСЛИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕПЯТСТВИЕМ ИЛИ ПРОБЛЕМОЙ; ОНИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ПРОЯВЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ. МЫСЛИ ВОЗНИКАЮТ ИЗ ЕСТЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ, ПРЕБЫВАЮТ В ЕСТЕСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ И ВОЗВРАЩАЮТСЯ В ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ. ЕСЛИ МЫ НЕ ПОЗВОЛЯЕМ МЫСЛЯМ ОТВЛЕКАТЬ НАС ТЕМ, ЧТО СЛЕДУЕМ ЗА НИМИ ИЛИ ПЫТАЕМСЯ ИХ ПОДАВИТЬ, ТО МЫ НЕ СОЗДАЁМ ПРИВЯЗАННОСТИ ИЛИ ОТВРАЩЕНИЯ К НИМ, И ТОГДА ПРОИСХОДИТ ИХ "САМООСВОБОЖДЕНИЕ" В ЕСТЕСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ, И МЫ ВИДИМ МЫСЛИ КАК НЕКИЕ УКРАШЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ. … ОТНОШЕНИЕ ПРАКТИКУЮЩЕГО К ВОЗНИКНОВЕНИЮ МЫСЛЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧЕВЫМ АСПЕКТОМ СОЗЕРЦАНИЯ. Посредством наблюдения за возникновением, сохранением и растворением мыслей в пустоте мы постигаем истинную пустотную природу мысли: мысли представляют собой движение ума и имеют ту же природу, что и естественный ум, точно так же как морские волны имеют ту же природу воды, что и само море. Когда во время состояния созерцания происходит возникновение мыслей, мы осознаем, что они возникают из пустоты и что их сущность имеет природу пустоты. Мы не попадаем под их влияние, мы позволяем им идти своим чередом, ПРЕБЫВАЯ ПРИ ЭТОМ В УРАВНОВЕШЕННОМ СОСТОЯНИИ СОЗЕРЦАНИЯ. Таким образом естественное состояние ума становится более ясным: непосредственно на собственном опыте мы постигаем единство и тождественность ясности (ригпа) и пустоты (кунжи), и затем мы можем достичь осознания неразрывного единства ясности и пустоты в естественном состоянии. ДЛЯ НАС ВАЖНО ДОСТИЧЬ ТАКОГО СОСТОЯНИЯ, В КОТОРОМ МЫСЛИ БОЛЬШЕ НЕ БЕСПОКОЯТ И НЕ ОТВЛЕКАЮТ НАС. ЭТО НЕ ПРОСТО КАКОЕ-ТО СОСТОЯНИЕ ПУСТОТЫ, В КОТОРОМ ОТСУТСТВУЮТ МЫСЛИ. Вообще, КУЛЬТИВИРОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПОКОЯ, свободного от мыслей, если его расширить за рамки естественного промежутка, существующего между двумя мыслями - СТАНОВИТСЯ СОСТОЯНИЕМ НЕВЕДЕНИЯ, а не присутствия (если в состоянии отсутствия мыслей, достигнутого с большими усилиями, пустота не сопровождается ясностью, а расслабленность – ощущением присутствия). В ИСТИННОМ СОСТОЯНИИ СОЗЕРЦАНИЯ МЫ РАССЛАБЛЕНЫ, МЫ И НЕ СОЗДАЁМ, И НЕ ПОДАВЛЯЕМ МЫСЛИ, МЫ ПРЕБЫВАЕМ В СОСТОЯНИИ ПРИСУТСТВИЯ, НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ НИ НА МЫСЛИ, НИ НА ОТСУТСТВИЕ МЫСЛЕЙ. Созерцание Дзогчен - это ощущение присутствия в состоянии вне мыслей, поскольку концептуальный ум, который создаёт мысли и который привык к удержанию внимания ума на своём беспрерывном мыслепроизводстве, находится в покое. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ, МЫСЛЕПРОИЗВОДЯЩИЙ УМ ВЫТАЛКИВАЕТ ПРАКТИКУЮЩЕГО ИЗ РАССЛАБЛЕННОГО СОСТОЯНИЯ СОЗЕРЦАНИЯ В СОСТОЯНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ. ЭТО ДЕЛАЕТ ТРУДНЫМ ПРЕБЫВАНИЕ В РАССЛАБЛЕННОМ СОСТОЯНИИ СОЗЕРЦАНИЯ в течение неограниченного периода времени." Из «Чудеса естественного ума» Тензин Вангьял Ринпоче