О кунджи.
"Переживание матери в медитации
В СВОЕЙ ПРАКТИКЕ МЫ МОЖЕМ ДОСТИЧЬ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ неразрывного единства матери и сына. Если во время медитации мы наблюдаем за источником мыслей, мы можем увидеть, что они возникают и растворяются в естественной основе ума. ЕСЛИ МЫ ОСОЗНАЕМ, ЧТО ОНИ ПРИХОДЯТ ИЗ ПУСТОТЫ И ПОЗВОЛЯЕМ ИМ БЫТЬ КАК ОНИ ЕСТЬ, МЫСЛИ УХОДЯТ, И МЫ ПРЕБЫВАЕМ В СОСТОЯНИИ СОЗЕРЦАНИЯ, В КОТОРОМ СОХРАНЯЮЩАЯСЯ ПУСТОТА СТАНОВИТСЯ ЕЩЁ БОЛЕЕ ЯСНОЙ. ЭТА ПУСТОТА И ЕСТЬ КУНЖИ, ЯСНОСТЬ ЖЕ - ЭТО РИГПА, ЯСНОЕ ОСОЗНАНИЕ ПУСТОТЫ В СОСТОЯНИИ СОЗЕРЦАНИЯ. Их неотделимость представляет собой единство пустоты и ясного осознания в естественном состоянии, подобно тому как лучи солнечного света представляют собой энергию, являющуюся неразрывным единством солнца и неба. ПУСТОТА БЕЗ ЯСНОСТИ БЫЛА БЫ ПОДОБНА СНУ. КОГДА МЫ СПИМ, МЫ НЕ НАХОДИМСЯ В СОСТОЯНИИ ПРИСУТСТВИЯ, НО В СВОЕЙ ПРАКТИКЕ МЫ ДОЛЖНЫ УДЕРЖИВАТЬ ЭТО ПРИСУТСТВИЕ. ЭТОТ ВОПРОС ДОЛЖЕН БЫТЬ ЯСНО ПОНЯТ. Мы не должны пытаться делать так, чтобы ригпа присутствовала в кунжи; МЫ САМИ ДОЛЖНЫ В СВОЁМ СОЗЕРЦАНИИ ПРИСУТСТВОВАТЬ В СОСТОЯНИИ НЕРАЗРЫВНОГО ЕДИНСТВА КУНЖИ И РИГПА. В состоянии созерцания мы можем достичь осознания единства кунжи и ригпа, пустоты и ясности, в котором мать и сын пребывают в состоянии счастья от такого воссоединения. В этом состоянии воссоединения мы ощущаем особую радость. Теперь мы уже прошли стадию ограниченных по времени практических занятий и достигли стадии, на которой нет различия между практикой и не-практикой. Именно относительно этой стадии учения Дзогчен говорят, что лучшая медитация - это не-медитация, медитация, СВОБОДНАЯ ОТ НАМЕРЕНИЙ УМА. Окончательная реализация мудрости, когда ригпа осознается как проявление энергии кунжи, подобна возвращению сына в объятия своей матери."
Из «Чудеса естественного ума» Тензин Вангьял Ринпоче