"Когда мы пребываем в Естественном Состоянии НЕДОЛЖНО БЫТЬ НИКАКОЙ ОЦЕНКИ СО СТОРОНЫ УМА И РАССУДКА. Такая умственная деятельность не является Естественным Состоянием. КОГДА МЫСЛЬ ИСЧЕЗАЕТ, МЫ ДОЛЖНЫ ОСТАВИТЬ ЕЁ В ПОКОЕ, ТАКОЙ, КАКАЯ ОНА ЕСТЬ, А САМИ СОХРАНЯЕМ БДИТЕЛЬНОСТЬ И ЯСНОСТЬ. … Это всего лишь переживание. Ригпа, Естественное Состояние, — ЭТО НЕ СОСТОЯНИЕ ПОКОЯ И НЕ ДВИЖЕНИЕ МЫСЛЕЙ, НО СОСТОЯНИЕ ЧИСТОГО МГНОВЕННОГО ОСОЗНАНИЯ, которое выходит за пределы всякого мышления и деятельности ума. Оно - словно зеркало, без оценок или мыслей отражающее всё, что перед ним поместят. ВОЙДЯ В ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, МЫ НЕ СТАРАЕМСЯ УМНОЖАТЬ ХОРОШИЕ МЫСЛИ И НЕ ПОДАВЛЯТЬ ПЛОХИЕ. ЭТО БЫЛО БЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОТИВОЯДИЯ - методом Сутры, а не Дзогчена. ПРАКТИКА ДЗОГЧЕНА ОЗНАЧАЕТ ПРОСТО ПРЕБЫВАТЬ В ЕСТЕСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ, РИГПА, ДОЗВОЛЯЯ ЛЮБЫМ ВОЗНИКАЮЩИМ МЫСЛЯМ, ХОРОШИМ ИЛИ ПЛОХИМ, САМООСВОБОЖДАТЬСЯ. … И тогда мы просто остаёмся в этом присутствии, ничего не изменяя. Мы просто оставляем всё как есть. ЕСЛИ МЫСЛЯМ НЕ МЕШАТЬ, ОНИ ЕСТЕСТВЕННО ИСЧЕЗАЮТ. Поэтому мы просто позволяем мыслям быть, как они есть, не оценивая их. НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ, ЧТО ПРИДЁТ НАМ НА УМ. В текстах Дзогчена говорится, что пустота Естественного Состояния - это изначальная чистота (кадаг: ka-dag) и что другой его аспект - ясность, или осознание, - это спонтанное совершенство (лхундруб: Ihun-grub). НО, НАХОДЯСЬ В ЕСТЕСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ, МЫ ОБ ЭТОМ НЕ ДУМАЕМ, НИЧЕГО НЕ АНАЛИЗИРУЕМ И НИ О ЧЕМ НЕ СУДИМ. Это Естественное Состояние непостижимо для разума и невыразимо словами. НО РАЗ УЗНАВ ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, МЫ БУДЕМ ЗНАТЬ, ЧТО ЭТО ТАКОЕ, И НЕ ЗАБУДЕМ ЕГО. И ТОГДА НАШЕЙ ЗАДАЧЕЙ БУДЕТ ВХОДИТЬ В НЕГО СНОВА И СНОВА И ОСТАВАТЬСЯ В НЁМ. СОЗЕРЦАНИЕ, ИЛИ ПРЕБЫВАНИЕ В РИГПА, ЕСТЕСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ, - ЭТО ГЛАВНАЯ ПРАКТИКА ДЗОГЧЕНА." Из "Учение Дзогчена в традиции Бон в изложении Лопона Тендзина Намдака"