"… После чего мы расслабляем тело, ум и всё вообще без какой-либо конкретной визуализации и мгновенно сохраняя это присутствие, расслабляемся.
ПРИ ТАКОМ РАССЛАБЛЕНИИ, НЕСОМНЕННО, БУДУТ ВОЗНИКАТЬ МЫСЛИ. КАК ТОЛЬКО ОНИ ВОЗНИКАЮТ, МЫ ЗАМЕЧАЕМ ИХ И НАБЛЮДАЕМ, РАССЛАБЛЯЯСЬ В САМОЙ ВОЗНИКАЮЩЕЙ МЫСЛИ. Нам не нужно ни следовать мысли, ни создавать, ни судить, достаточно заметить её и расслабиться, и так продолжать.
Когда мы наблюдаем, то постепенно мысль исчезает. Мы продолжаем в этом расслаблении. КОГДА МЫ РАССЛАБЛЕНЫ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ВОЗНИКАЕТ ДРУГАЯ МЫСЛЬ: В НЕЙ МЫ ТАКЖЕ РАССЛАБЛЯЕМСЯ, СОХРАНЯЯ ПРИСУТСТВИЕ. Когда после наблюдения мысль исчезает, мы не должны это расценивать как что-то положительное (“О хорошо, это пустота!”). Мы не должны так оценивать. ДАЖЕ ЕСЛИ ПОЯВЛЯЕТСЯ МНОГО МЫСЛЕЙ (ЧЕМ БОЛЕЕ МЫ РАССЛАБЛЕНЫ, ТЕМ У БОЛЬШЕ МЫСЛЕЙ МОГУТ ПОЯВИТЬСЯ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ), НАМ НЕ НУЖНО ОБ ЭТОМ БЕСПОКОИТСЯ. КОГДА МЫ НЕ ОТВЛЕЧЕНЫ, ТО ЗАМЕЧАЕМ ВОЛНЫ МЫСЛЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ ДОЛЖНЫ РАСЦЕНИВАТЬСЯ КАК ЧТО-ТО ПЛОХОЕ. В ТЕКСТЕ ОБ ЭТОМ ГОВОРИТСЯ, ЧТО НЕ НАДО СЧИТАТЬ НАХОЖДЕНИЕ ПУСТОТЫ ЧЕМ-ТО ХОРОШИМ, А ВОЗНИКНОВЕНИЕ МНОГИХ МЫСЛЕЙ ЧЕМ-ТО ПЛОХИМ. НАМ НУЖНО РАССЛАБИТЬСЯ В ЭТОМ СОСТОЯНИИ.
НЕ НУЖНО НИ НАДЕЯТЬСЯ, НИ БЕСПОКОИТЬСЯ О ТОМ, ВОЗНИКНЕТ ЛИ СОЗЕРЦАНИЕ. ЧТО БЫ НИ ВОЗНИКЛО ИЛИ НИ ПРЕДСТАВИЛОСЬ УМУ, МЫ РАССЛАБЛЯЕМСЯ В ЭТОМ СОСТОЯНИИ, СОХРАНЯЯ ПРИСУТСТВИЕ. В определённый момент мы уже достаточно расслаблены, и у нас возникает впечатление, что мысли больше не появляются или хотя они и возникают, в этом уже нет постоянства. Такое переживание может присутствовать. Когда мы чувствуем это состояние, ТО НАМ СЛЕДУЕТ УСИЛИТЬ ПРИСУТСТВИЕ, ПОСКОЛЬКУ ИНОГДА, ЕСЛИ МЫ СЛИШКОМ СИЛЬНО РАССЛАБЛЯЕМСЯ, ТО МОЖЕМ ПОТЕРЯТЬ ПРИСУТСТВИЕ. Нас может здесь поджидать такая опасность. Возможно, мы этого не заметим, здесь не видно явных трудностей, но они есть в глубоко скрытом виде: то есть кажется, что есть покой, пустота, НО НА САМОМ ДЕЛЕ МЫ БЛИЗКИ К ОТВЛЕЧЕНИЮ. Это похоже на то, как ряска покрывает поверхность водоёма, и мы уже не видим воды. Но если мы вздумаем ступить на неё, то свалимся в пруд. Точно так же только что описанное состояние кажется состоянием покоя, но в нём есть опасность отвлечения. Нам нужно больше помнить о присутствии.
Бывает, нам кажется, что в этом состоянии нас ничто не может потревожить, но чем дольше мы пребываем в нём, если мы всегда расслабляемся таким образом, то это состояние развивается, и в определённый момент становится препятствием возникновению созерцания. Чтобы не пойти неправильным путём, мы должны заметить это состояние во время практики.
За каждой возникающей мыслью следует множество оценок, которые всегда должны управляться памятованием о присутствии, иначе нет никакого способа расслабиться в этом состоянии. ЕСЛИ МЫ РАССЛАБЛЯЕМСЯ, КОГДА ВОЗНИКАЕТ МЫСЛЬ, ТО МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ ДРУГАЯ, СВЯЗАННАЯ С НЕЮ МЫСЛЬ, ПОСКОЛЬКУ МЫ НИЧЕМУ НЕ ПРЕПЯТСТВУЕМ: В ЭТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ МЫ НЕ СОХРАНЯЕМ ПРИСУТСТВИЯ, ВОЗМОЖНО, ПЕРВАЯ МЫСЛЬ БЫЛА НЕ ОЧЕНЬ СИЛЬНА, А ВТОРАЯ СТАНЕТ БОЛЕЕ СИЛЬНОЙ И СОЗДАСТ ТРЕТЬЮ, ЕЩЁ БОЛЕЕ СИЛЬНУЮ МЫСЛЬ, КОТОРАЯ ОТВЛЕЧЁТ НАС. Так что через несколько секунд возникнет отвлечение. Понаблюдайте, когда мы занимаемся созерцанием с помощью Песни Ваджры: иногда мы замечаем, что отвлеклись, однако, не сразу же, а только через секунду: “О, я отвлёкся!”. Мы вспоминаем о присутствии. Затем, продолжая, мы замечаем, что через некоторое время снова отвлеклись. Здесь объясняется, как это происходит.
Иногда, когда мы продолжаем практиковать с определённым присутствием, возникает множество мыслей, и в определённый момент мы замечаем, что созерцание просто не приходит. Так что у нас появляется некоторое раздражение, а также, возможно, несколько подавленное состояние. ИНОГДА ЭТО МОЖЕТ СЛУЧАТЬСЯ, НО НЕ НУЖНО ПУГАТЬСЯ: КАК Я УЖЕ СКАЗАЛ, ТОТ ФАКТ, ЧТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ МНОЖЕСТВО МЫСЛЕЙ — ЭТО ПРИЗНАК РАССЛАБЛЕНИЯ. ВОТ ПОЧЕМУ МЫ ЗАМЕЧАЕМ ДВИЖЕНИЯ УМА. ЭТО ПОХОЖЕ НА ТО, КАК ВОДА В ПРУДЕ СТАНОВИТСЯ ЧИСТОЙ, ЕСЛИ ДАТЬ ЕЙ ОТСТОЯТЬСЯ И НЕ ВЗБАЛАМУЧИВАТЬ ЕЁ. ТАК ЧТО НАМ НАДО НЕ ГОРЕВАТЬ, А РАДОВАТЬСЯ, ЧТО, НАКОНЕЦ, МЫ ХОТЬ ЧТО-ТО ЗАМЕТИЛИ. Это называется “первое переживание” и сравнивается с водопадом. Водопад обрушивается шумно и стремительно. ЭТО ПЕРЕЖИВАНИЕ, НИЧЕГО ДУРНОГО В ЭТОМ НЕТ. Согласно традиции Кагюд, это называется переживанием малого цечиг. Как вы помните, цечиг означает полностью сосредоточиться на состоянии покоя.
Когда мы расслабляемся в этом переживании, признавая его за то, чем оно является, ИНОГДА В ТЕЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЁННОГО ВРЕМЕНИ МЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАХОДИМСЯ В СОСТОЯНИИ НЭПА, А ИНОГДА ИМЕЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ, НО НАМ УДАЁТСЯ ПРОДОЛЖАТЬ ПРЕБЫВАТЬ В СОСТОЯНИИ, ОБЛАДАЯ ОПРЕДЕЛЁННЫМ ПРИСУТСТВИЕМ И НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ. ЗАТЕМ, ВОЗМОЖНО, СНОВА ВОЗНИКАЕТ СОСТОЯНИЕ ПОКОЯ И ДЛИТСЯ ЧУТЬ ДОЛЬШЕ, ЗАТЕМ ОПЯТЬ ВОЗНИКАЮТ МЫСЛИ. Пример чередования этих двух переживаний — птичка цитиму, которая живёт у воды: иногда она ныряет в воду и исчезает, а затем, через несколько минут, она поднимается на поверхность, потом полетает немного и посидит на камне, а затем снова нырнёт и исчезнет. НЭПА МОЖНО СРАВНИТЬ С ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ ПОД ВОДОЙ: КАЖЕТСЯ, ЧТО БОЛЬШЕ НЕТ НИЧЕГО. НО ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ МЫСЛИ ВОЗНИКАЮТ ВНОВЬ. Это второй способ, очень отличающийся от первого, и в нём может возникнуть переживание. В ЭТОМ СЛУЧАЕ НАМ УДАЁТСЯ ПРЕБЫВАТЬ В СОСТОЯНИИ ПОКОЯ, НО В НЕМ ЧАСТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ.
Если пребывать в этом состоянии покоя, возникает другое переживание: иногда есть движение, но почти всегда есть состояние покоя, в котором мысли не проявляются, или же если проявляются, то недостаточно сильны, чтобы потревожить. В тексте такое переживание сравнивается со стариком, который обычно предпочитает покой и ему не хочется идти танцевать на дискотеку: тот, кто хочет танцевать, ещё физически не дошёл до такого уровня. Так что такие переживания есть больше на уровне нэпа, чем на уровне движения. Если старика не заставлять, то он предпочитает оставаться в покое и не слишком много двигается. Такова особенность третьего переживания.
Когда вы пребываете далее в этом состоянии и достаточно близко ознакомились с этой практикой, в определённый момент может возникнуть переживание, сравнимое с тем, как вода проходит по трубе: вода течёт, но мы её не видим. В состоянии покоя ум работает, есть движения, но мы почти не замечаем этого: конечно же, всегда есть движения, поскольку это природа нашей энергии, но мы этого почти не замечаем. КОГДА ВОЗНИКАЕТ ЭТО ПЕРЕЖИВАНИЕ, ТО МЫ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ ПОД КОНТРОЛЕМ ОПРЕДЕЛЁННОГО ПРИСУТСТВИЯ, ПОСКОЛЬКУ ИНОГДА МОЖЕМ ЧЕРЕСЧУР РАССЛАБИТЬСЯ И ЗАСНУТЬ В СОСТОЯНИИ ШИНЭ. Это четвёртый способ возникновения переживания."
Из "Учения СЭМДЭ в изложении Содогпы Лордо Гелцена" Намкая Норбу