"Если мы не способны даже на это, то мы на низшем уровне низшей способности. В этом случае, мы должны по меньшей мере наблюдать мысль. Нет неспособных заметить, что есть мысль. Так что же такое мысль? Где она? Куда она исчезает? По меньшей мере, мы наблюдаем все это конкретно и обнаруживаем, что мысль освобождает себя. “Освобождает себя” означает, что она исчезает и нет ничего конкретного: НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ ИСКОРЕНЯТЬ ИЛИ УСТРАНЯТЬ, ОНА ИСЧЕЗАЕТ САМА ПО СЕБЕ. У НАС ДОЛЖНО БЫТЬ, ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ, ЭТО ПЕРЕЖИВАНИЕ.
Благодаря длительному исследованию этого переживания в определённый момент мы становимся достаточно знакомы с ним и уже нет необходимости постоянно охотиться за мыслями, чтобы наблюдать их. КОГДА ПРИХОДИТ МЫСЛЬ, ТО АВТОМАТИЧЕСКИ ВОЗНИКАЕТ ПРИСУТСТВИЕ, И МЫСЛЬ УЖЕ ПОЧТИ ОСВОБОЖДАЕТ СЕБЯ. Это называется рангчжунг еше (rang ‘buyng ye shes), “самопорождённая мудрость”.
КТО ИССЛЕДУЕТ ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ И ПОСЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБНАРУЖИВАЕТ, ЧТО МЫСЛЬ РАСТВОРЯЕТСЯ В ПРИСУТСТВИИ, МОЖЕТ ОБНАРУЖИТЬ ТО, ЧТО ОБЫЧНО НАЗЫВАЕТСЯ ТАМАЛГИ ШЕПА (THA MAL GYI SHES PA), Т.Е. “ОБЫЧНОЕ СОЗНАНИЕ”. Это означает, что мы говорим НЕ О ЧЁМ-ТО ОСОБЕННОМ, например, о состоянии ригпа или состоянии ума, или созерцании, А ТОЛЬКО ЛИШЬ О ПОВСЕДНЕВНОМ УМЕ, КОТОРЫЙ НЕ ИСПРАВЛЕН И НЕ ИЗМЕНЁН.
КАКАЯ БЫ МЫСЛЬ НИ ВОЗНИКЛА, МЫ ЕЁ НЕ ИСПРАВЛЯЕМ И НЕ МЕНЯЕМ, МЫ ПРОСТО ОСТАЁМСЯ В ПРИСУТСТВИИ В ЭТОМ СОСТОЯНИИ, НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ. ЭТО И ЕСТЬ ТАМАЛГИ ШЕПА. ЕСЛИ МЫ УМЕЕМ ПРОДОЛЖАТЬ ПРЕБЫВАТЬ В ЭТОМ СОСТОЯНИИ, ТО ЭТОГО ДОСТАТОЧНО."
Из "Учения СЭМДЭ в изложении Содогпы Лордо Гелцена" Намкая Норбу